|
|||
|
Вновь хочется начать свой рассказ словами: «Ну, кто же не знает..?». Мне казалось, не знать Юрия Визбора просто невозможно – открытый, светлый взгляд, легкая улыбка, затаившаяся в уголках губ… и сразу возникает в голове вальсирующий звон гитарных струн. Но, как оказалось, зная Юрия Визбора, наверное, всю свою жизнь, я совершенно ничего о нем не знал. И, пожалуй, прежде чем продолжить, я набью трубку чем-нибудь покрепче и закурю. Помню, будто это было вчера, встречи родителей со своими студенческими друзьями, случившиеся тогда в тесных комнатенках со странными коврами на стенах в старых, покосившихся домах Ростова. Дядя Миша со своей женой Татьяной исполняли песни Никитиных так, что, когда он брал в руки гитару, замолкал весь Кировский. А потом брал гитару дядя Юра, единственный ихтиолог в этой компании выпускников Мехмата РГУ (тогда еще совсем молодой специалист, ставший потом выдающимся ученым), и пел Визбора. Исполнив несколько песен, он широким жестом выбивал из пачки папиросу и мужчины выходили в соседнюю комнату покурить. Курили тогда все, но папиросы (к слову, всю жизнь, пока ходил в рейсы) курил только дядя Юра. Вот как-то с тех пор во мне заложилась прочная ассоциация песен о походах, кострах, палатках с запахом крепкого табака и с теплотой такой же крепкой дружбы, которую, тогда еще вчерашние студенты, пронесли через всю свою жизнь. И продолжают нести, вспоминая на, увы, значительно более редких встречах тех из них, кто свою вахту уже сдал… Юрий ВизборУхожу сказочным млечным путёмЮрий Визбор фактически ни дня в своей жизни не сидел на месте. После ареста отца в 1938-м, когда Юрию было всего четыре, их семью выселили в подмосковный поселок Сокол. Почти сразу же после этого он с матерью вынужден был уехать в Хабаровск на заработки. Через несколько лет вернулись, мать снова вышла замуж, но с отчимом у Юрия отношения не задались и он постоянно пропадал, то на улице, гоняя в футбол, то в аэроклубе. Но это все было уже после войны… Юный Визбор видел себя или футболистом, или летчиком. Сложно сказать, сколько голов в ворота соперников он забил, однако к моменту окончания школы у него имелись «за плечами» летные часы, которые он набрал за штурвалами По-2 и Як-18. И все же судьба посчитала, что эти роли ему не очень подходят, и направила его в МГПИ, который в народе переименовали из педагогического в поющий. Выпускниками «Поющего института» тех лет были Юлий Ким, Ада Якушева (будущая супруга Визбора), а позже через его аудитории прошли и другие известные барды. С поступлением в институт события в жизни Юрия завертелись с новой силой, в его жизни появились походы и альпинизм. Написав первые стихи в четырнадцать лет, в МГПИ он пришел, имея целый багаж песен. Он как-то сразу стал центром внимания: «Он царил везде. В туризме, в альпинизме, в сочинении песен, в подготовке наших великих капустников это был первый человек. И, по-моему, все девицы всех курсов смотрели на него с обожанием. Он был всеобщим идолом, причем для обоих полов. перед ним преклоняться было как-то легко и правильно. Познакомившись с ним, я начал сочинять» – так вспоминал о нем Юлий Ким. Эти студенческие капустники славились на весь институт, зал был всегда переполнен. К моменту окончания института Визбор имел множество публикаций, альманах «Ленинец» печатал его стихи едва ли не в каждом выпуске. Но пути и дороги никак не хотели отпускать Юрия, и после окончания института он по распределению уехал в Архангельскую область, где работал в школе «учителем всего». А чуть позже – в Мурманскую, в Кандалакшу, где проходил срочную службу. Но и там Визбор не стал ограничиваться только лишь строевой подготовкой. Его стихи печатали в армейской газете. Немногим позже – не только стихи, но и статьи, и различные заметки. Именно в армии Юрий начал присматриваться к профессии журналиста, получив при этом специальность радиста и категорию «радист 1-го класса». Так и получилось, что журналистика, радио и неуемный характер провели Визбора по всей нашей стране во всех направлениях. И не по одному разу. Сразу после армии началась работа репортером на радио. А это – постоянные командировки, ночи без сна, вырастающие и вырастающие вокруг него небоскребы из черновиков и листков с заметками, пустых пачек от сигарет, безумное количество выпитого крепкого кофе… И снова командировки на Дальний Восток, на Север, потом в Сибирь, еще раз в Сибирь, на Каспий и опять в Сибирь. Визбор не мог что-то делать наполовину. Если он за что-то брался, то вгрызался в это «по самое не хочу», отдавался делу целиком, без остатка: «Он мотался все время из конца в конец страны, возился со всеми своими летчиками, водителями, доярками, подводниками... Он жил не на Арбате, и не на Таганке играл – жил в пути, в дороге, как живет всякий приличный журналист» – такими словами описывает обычный рабочий день Визбора журналист Александр Архангельский. А потом случились радиостанция «Юность», журнал «Кругозор» с пластинками. Из песен-шуток, написанных для студенческих капустников, появились песенные репортажи и целые гимны, звучащие и по сей день у каждого костра в лесу, в каждом поезде, везущем туристов и альпинистов на маршрут. Гимны, которые слышал, наверное, каждый камень, лежащий на склонах в Домбае и Чегете, на Тянь-Шане, Памире и бог знает где еще… Потом были стихи, проза, пьесы, работа в кино. Шумные копии магнитофонных бобин. Потом был уже тот Юрий Визбор, с которым я «познакомился», фактически, еще сидя на горшке и слушая, как его песни исполняют взрослые. Тогда еще совсем молодые «взрослые». И как-то упустил за этим всем того Визбора, который проехал вдоль и поперек всю нашу страну. У которого на сердце, может и небольшой, но все же отметиной, оставалась каждая встреча с горняками, нефтяниками, водителями с крайнего Севера, с доярками, дающими двойные надои – с людьми, с просто людьми,которые и есть наша страна. Синий дым плывет над нами мягкой вечностьюПлотная завеса густого табачного дыма пеленой окутывает всю жизнь Юрия Визбора. Непростое время – война и послевоенные годы; любимая, но непростая профессия – постоянные командировки, сутками в пути, бараки, общежития, колхозы, месторождения,рудники, буровые… На плато Расвумчорр не приходит весна,
Мы сидим за столом, курим крепкий табак.
И тоже совсем не легкое, но дающее возможность отвлечься от всего, увлечение – горы, палатки, рюкзак и ледоруб, пронизывающий ветер, снег и снова днями в пути. Табак, пожалуй, был единственным спутником Визбора, который прошел с ним все эти пути-дороги. И, может, крепкий кофе еще. Синий дым плывет над нами мягкой вечностью.
Совсем неудивительно, что курение находит отражение в творчестве Визбора. Став неотъемлемой частью личности – и самого автора, и тех, кому он посвятил свои строки – табак (зримо и незримо) присутствует в каждой строке, в каждом знаке препинания песен-репортажей Визбора, песен о мужестве, о силе, о свободе, в конце концов. Не лишенных, конечно же, романтики и, зачастую, не без иронии. На многих фотоснимках Юрий Визбор запечатлен с трубкой. Бросив беглый взгляд можно подумать – для образа. Но всмотревшись понимаешь, что трубки у Визбора (кроме того, что все разные) – это, как на подбор, точные и строгие классические «Бильярды», что говорит о том, что трубка в его жизни присутствовала не для красоты. Видно в этом понимание предмета. Татьяна, старшая дочь Визбора, писала, что отец очень любил слушать музыку, записывал на «бобинник» трансляции западных станций (напомним: радист первого класса). Если, поднимаясь по лестнице к квартире, сверху доносились мелодии The Beatles, стук клавиш печатной машинки и чувствовался вкусный аромат трубочного табака, в квартиру надо входить тихо – отец дома и погружен с головой в работу. Пусть это и бывало не часто, так как Визбор постоянно был в командировках. Дочь вспоминает, что он любил табак Dunhill и очень удивлялась тому, где отцу удавалось его достать. Курил он и «Капитанский», и «Нептун». Что тоже выдает в нем человека, глубоко погруженного в тему. Вот так живу за тридевять земель,
Докуривая за написанием этой статьи очередную трубку с G. L. Pease Windjammer и набивая в следующую его же Navigator, ловлю себя на мысли о том, что выбор табака для работы сложился не случайно, в контексте повествования. Тут же вспоминается докуренный накануне ароматный G. L. Pease Sextant. Всё – один к одному. Пусть этот ряд слегка и «притянут за уши»,но ведь мог же Визбор за работой отдать предпочтение курению чего-то подобного, будь у него такая возможность? А может, ему больше пришелся бы по душе Rattray’s Marlin Flake? Или же, сдвинув своей огромной рукой всё это в сторону, расчехлив печатную машинку и вставив в нее чистый лист бумаги, он, достав из старого серванта баночку выдержанного Dunhill Royal Yacht, мог бы приняться за работу над новым репортажем? А рядом, поскрипывая пленками вращающихся бобин, хрипел магнитофон, выдавая что-то вроде «All we need is love»… История не терпит сослагательного наклонения. Но она всегда многогранна и интересна. Творчество Юрия Визбора, его песни – это лишь малая часть, верхушка айсберга его личности. Визбор – это не только «Солнышко мое» или «Лыжи у печки стоят», но теперь (зная то, что я узнал, работая над этой статьей) эти строки помогают представить, насколько же огромен были мир внутри этого человека. © Copyright все права защищены, при полном или частичном копировании ссылка на первоисточник обязательна. Supertabak.ru 2023 |
||
Интернет-магазин курительных трубок и аксессуаров Supertabak © 2010—2024
Телефон: 8 (499) 290-79-30 (для Москвы и МО) 8 (800) 250-79-30 - для регионов( бесплатный звонок) Мы не продаем табачную продукцию лицам моложе 18-ти лет. Это закон. МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ России предупреждает: курение вредит вашему здоровью! |